Не вся информация съедобна
Не вся информация съедобна
Как безопасно утолить свой информационный голод
Полковнику никто не пишет?
За первый осенний месяц 2009 г. 86,3% писем из общего потока электронных сообщений пришлось на долю незапрошенной корреспонденции, – сообщает «Лаборатория Касперского». Согласно результатам последних исследований, рядовому интернет-пользователю ежедневно приходит до 80 спам-сообщений в сутки.
В сентябре 2009 года США заняли лидирующую позицию в рейтинге стран — источников спама. Почти треть всего спама (32,47%) отправлялась именно из этой страны. На втором месте с огромным отрывом оказалась Бразилия (5,97%). Россия в сентябре заняла 6-е место с показателем в 3,86% от всего спам-трафика
Похоже, спамеры не забывают о пользователях ни на минуту. А что они помнят о спаме?
Консервированный юмор
Своим появлением на свет спам обязан…мясу. Именно так называлась (и называется по сей день) острая консервированная ветчина родом из Соединенных Штатов – SPiced hAM. По настоящему популярным это слово стало после выхода на экраны скетча в комедийном шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» (Monty Python's Flying Circus), в котором название продукта было употреблено более сотни раз.
В лексиконе современного интернет-пользователя «спам» используется как синоним слова «мусор» - в электронном его варианте. В пищу спам непригоден, хотя в интернет-природе существует множество его сортов.
Сортировка
Традиционный (рекламный) спам – наиболее популярный вид рассылки у спамеров. Из обширного списка рекламируемых ими в сентябре категорий эксперты выделили следующие: «Образование» (27,52%), «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» (12,74%), «Реплики элитных товаров» (11,28%), «Отдых и путешествия» (7,42%), а также «Компьютерное мошенничество» (7,25%).
Охватить столь широкий круг тем и достигать поставленных целей спамерам помогает не только человеческий фактор (любопытство, невнимательность, доверчивость пользователей), но и актуальность рассылаемого спама. К примеру, лидерство темы «Образование», вдвое укрепившей свои позиции по сравнению с августом, говорит о востребованности такого спама в начале учебного сезона.
Если говорить о категории медицинского спама, то в сентябре распространители виагры опробовали новый метод, подделав спам-рассылку с предложением о покупке «мужских» таблеток под рассылку медицинских новостей. Стоит ли уточнять, что по любой ссылке в этом «новостном письме» открывался сайт с контрафактной виагрой.
В отдельную категорию мошенничества входят так называемые «нигерийские письма» - нигерийцы в сентябре также старались заработать нетрадиционным путем: в некоторых письмах они ссылались на актуальные события последних месяцев (к примеру, использовали нашумевшую тему сомалийских пиратов, упрашивая помочь перевести конфискованные у них деньги).
Впрочем, не рекламой единой живы спамеры. Специалисты по информационной безопасности отмечают, что иногда в почтовые ящики пользователей приходят электронные письма, содержащие антирекламные тексты или тексты нерекламного характера - все мы когда-нибудь получали такие «письма счастья».
Один из наиболее опасных видов спама – фишинговые письма. В них от имени известной компании (чаще всего банка, платежной системы или популярного интернет-портала) ничего не подозревающему пользователю приходит почтовое сообщение, содержащее якобы важную для него информацию и ссылку на подложный сайт, неотличимый от настоящего. Пройдя по ссылке, пользователь рискует потерять ценную информацию – различными способами мошенники будут пытаться получить его персональные данные: пароли доступа к сайтам, почтовому ящику, пин-код и номер его кредитной карты.
Пока что основной поток нежелательной корреспонденции распространяется по e-mail, но благодаря популярности всем известных «Одноклассников», «Вконтакте» и аналогичных ресурсов все чаще рассылка спама происходит именно в социальных сетях. Возникший недавно термин «френдоспам» (автоматическое добавление в список контактов как можно большего числа пользователей с целью повышения посещаемости страницы) - яркий тому пример. Особое место в иерархии спама занимает так называемый «сплог» – спам в блогах, гостевых книгах и форумах. Наконец, спам может распространяться и вовсе вне интернета – по сетям сотовой связи через СМС-рассылки.
Мойте руки перед едой
Один из ведущих мировых экспертов в области информационной безопасности Евгений Касперский в одном из недавних интервью сказал: «Защитить себя от спама на 100%, к сожалению, нельзя». Как бы парадоксально это не звучало, обеспечить полную защиту от спама, действительно невозможно. Однако можно существенно снизить объем поступающей нежелательной информации и уменьшить риск потери ценных данных. Для этого нужно:
- Ограничить объем личной информации, находящейся в публичном доступе
- Завести себе как минимум два адреса электронной почты – частный, для переписки (который ни в коем случае не публиковать в общедоступных источниках), и второй, публичный
- Не стремиться завести себе легкий в запоминании или «красивый» электронный адрес. Чем он длиннее и сложнее для прочтения – тем лучше. Адрес можно представить даже в виде картинки.
- Воспитать в себе «интернет-критика» – скептически относиться к спам-предложениям: не верить в неожиданные выигрыши, не откликаться на предложения бесплатных товаров или дешевых лекарственных средств
- В случае с SMS-рассылками всегда надо уточнять реальную стоимость сообщений на короткие номера - проверяйте информацию об SMS-акциях на сайтах их устроителей
- Не верить сообщениям в духе «проголосуй за меня в конкурсе» или «помоги мне – у меня проблемы»
- Проверять подлинность адреса в строке браузера при вводе персональных данных на сайте. Помните о том, что фишинговые письма – самый опасный вид спама
- Никогда не следует отвечать на спам или переходить по содержащимся в нём ссылкам – это лишь приведет к росту отсылаемого вам спама.
Станислав Миронов